ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).

Сайт: ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА.РФ

Нормативно-правовые документы

Трудовой кодекс Российской Федерации

Сайт Трудовой кодекс РФ

В ст. 195.1 определены понятия профессионального стандарта – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности и квалификации работника — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
В ст.195.2 ТК РФ определен порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов.
В ст. 195.3 ТК РФ определен порядок применения профессиональных стандартов.

Профессиональные стандарты:
  • Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» — зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550
  • Приказ №422н от 5.08.2016г «О внесении изменений в профстандарт «Педагог».
  • Приказ Минтруда России 18.10.2013 № 544Н Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 5 августа 2016 года).
  • Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 № 38575).
  • Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 № 38994).
Федеральные документы, регламентирующие введение профессиональных стандартов:
  • Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 № 28534).
  • Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.03.2015 г. № 08-237 «О переносе срока применения профстандарта педагога».
  • Письмо Минтруда России от 06.07. 2016 г. № 14-2/ООГ-6465 «О применении работодателями профессиональных стандартов».
  • Письмо Минтруда России от 22.02.2017 № 14-3/ООГ-1565, разъясняющее вопросы изменения обязанностей сотрудников в связи с принятием профессионального стандарта.
  • Письмо общероссийского союза работников образования от 10.03.2017 г. № 122 «Об актуальных вопросах применения профессионального стандарта»..

Профессиональные стандарты нужны:

Во-первых, чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем квалификационный справочник.
Во-вторых, при разработке образовательных программ:
  • профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29.122012 г. № 273-ФЗ);
  • профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ).

Под применением профессиональных стандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:

  • при приеме на работу для определения квалификации работника;
  • при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
  • при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
  • при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
  • при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.

Профессиональный стандарт педагога призван:

  • определять необходимую квалификацию педагога;
  • обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
  • обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
  • содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования